«Оценка технологий здравоохранения – общепринятый в международной практике инструмент для поддержки решений в управлении здравоохранением. Определение стратегии организации, финансирования, повышения качества медицинской помощи как на федеральном, так и региональном уровне требует оценки эффективности, экономической приемлемости и социального эффекта от внедрения или применения медицинских технологий. Сегодня на федеральном уровне такой инструмент законодательно закреплен и применяется только для лекарственных препаратов – в рамках процедуры включения в перечни. Очевидно, что такие подходы должны применяться для любой технологии – от медицинских изделий до цифровых и проектных решений и на всех уровнях – национальном, региональном и медицинской организации», - отметил Виталий Омельяновский, генеральный директор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» Минздрава России, д.м.н., профессор. Доступность инновационных технологий для пациентов определяет уровень развития здравоохранения и качество медицинской помощи. По данным IQVIA, Россия значительно уступает по показателю доступности новых технологий многим странам За последний год осуществлен серьезный прорыв в обеспечении вывода таких препаратов на уровне Евразийского экономического союза – в марте текущего года введены изменения в Решение №78 Совета Евразийской экономической комиссии «О правилах регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения», предусматривающие процедуры условной регистрации и ускоренной экспертизы лекарственных средств, в частности для препаратов, представляющих особую значимость для здоровья населения. Данные изменения требуют разработки критериев отнесения препаратов к группе особо значимых для здоровья населения с учетом таких составляющих, как неудовлетворенная медицинская потребность и терапевтическая ценность лекарственного препарата. В настоящее время ведется гармонизация национального законодательства в соответствии с данными изменениями. Крайне высокая стоимость персонифицированных технологий при низком уровне доказательности их эффективности – это новый вызов для системы, который требует новых подходов к государственному финансированию – на основе прямых переговоров с производителями по ценам и соглашений о разделении рисков плательщиком и производителем лекарственного препарата для повышения эффективности расходования финансовых ресурсов. Комитетом по охране здоровья Госдумы РФ подготовлен проект закона о внесении изменений в ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предусматривающий дополнительные обязательства поставщика в зависимости от результатов применения лекарственных средств. Для обеспечения работы системы риск-шеринга и в целом для экономки здравоохранения критично важным является мониторинг эффективности новых технологий - сбор реальных данных клинической практики (RWE\RWD). Следует отметить, что в ЕАЭС концепция сбора RWE уже разработана, однако в сии такой механизм еще не проработан и отсутствуют условия для его реализации. Как отмечает Всероссийский союз пациентов, программа льготного лекарственного обеспечения требует изменений – расширения лекарственного покрытия других заболеваний, существенно влияющих на общую продолжительность жизни. Для достижения национальных целей сохранения здоровья и благополучия, увеличения продолжительности жизни населения с 2019 года в рамках национального проекта «Здравоохранение» реализуются 8 федеральных проектов. В настоящее время, рассматривается вопрос о запуске нового проекта - по борьбе с сахарным диабетом. Разработка новых программ невозможна без тщательной оценки эффективности планируемых мероприятий, требуемого объема финансирования для достижения стоящих задач – то есть применения подходов оценки технологий здравоохранения. |
||