Анкетирование врачей для определения исходного уровня знаний как механизм повышения эффективности образовательных мероприятий в области рациональной антимикробной терапии
Аннотация
Одной из причин неуспеха образовательных мероприятий в области рациональной антимикробной терапии, вероятно, является несоответствие между уровнем исходной подготовки слушателей и сложностью представляемого материала. Целью данного исследования являлась оценка исходного уровня знаний врачей в области микробиологии, клинической фармакологии антимикробных препаратов и уровня антибиотикорезистентности в ЛПУ для разработки эффективной программы обучения. Материалы и методы. Настоящее исследование проведено в рамках реализации I этапа программы СКАТ (Стратегия Контроля Антимикробной Терапии) в стационаре. Мы провели анонимное анкетирование врачей разных специальностей по составленной врачами-клиническими фармакологами анкете, которая включала вопросы разного уровня сложности, разделённые на тематические блоки. Результаты анкетирования оценивали и сравнивали в зависимости от специальности и стажа, а также анализировали, насколько ожидаемый исследователями уровень знаний респондентов соответствует фактическому. Результаты. Было проанкетировано 110 врачей различных специальностей. Респонденты показали низкий уровень знаний в исследуемой области (в среднем доля верных ответов составила 50%), причём результаты анкетирования достоверно зависели от специальности. Также была выявлена зависимость результатов от стажа, с постепенным накоплением знаний в первые 15 лет врачебной практики и тенденцией к снижению числа правильны» ответов у специалистов с большим опытом профессиональной деятельности. Прогнозируемая экспертами сложность вопросов в 66% случаев не совпала с фактической, причём в 96% случаев несовпадений фактическая сложность была выше прогнозируемой. Заключение. Результаты исследования показали, что при подготовке образовательных мероприятий экспертам необходимо более объективно оценивать исходный уровень знаний слушателей, делая изложение материала максимально доступным и интересным для аудитории. Также может быть целесообразно разрабатывать различные программы обучения для врачей разных специальностей. Основной упор необходимо делать на обучении молодых докторов, по возможности ненавязчиво вовлекая в процесс врачей с большим клиническим опытом. Немногочисленная группа респондентов и участие в опросе только одного центра не позволяет делать обобщающие заключения.
Раскрытие информации о конфликте интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о статье:
Депонировано (дата): 06.05.2020
Все авторы прочитали и одобрили окончательную рукопись статьи.
Информация о рецензировании:
"Антибиотики и Химиотерапия" благодарит анонимного рецензента (рецензентов) за их вклад в рецензирование этой работы.
Комментарий редакции:
В случае возникновения разночтений в тексте или расхождений в форматировании между pdf-версией статьи и её html-версией приоритет отдаётся pdf-версии.
Об авторах
О. Г. Ни
Краевая клиническая больница №2, Краснодар
Россия
И. Н. Очаковская
Краевая клиническая больница №2, Краснодар; Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия
Н. Е. Шабанова
Краевая клиническая больница №2, Краснодар; Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия
Г. А. Пенжоян
Краевая клиническая больница №2, Краснодар; Кубанский государственный медицинский университет Минздрава России
Россия
Г. Ю. Модель
Краевая клиническая больница №2, Краснодар
Россия
С. В. Яковлев
Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России
Россия
Список литературы
1. ОО утверждении Порядка оказания медицинскои помощи по профилю клиническая фармакология: Приказ Министерства здравоохранения России от 02.11.2012 N 575н: Зарегистрирован в Минюсте России 20.12.2012 N 26215// Текст документа получен с помощью интернет ресурса КонсультантПлюс [www.consultant.ru]
2. Государственныи реестр лекарственных средств. Интернет ресурс [http://grls.rosminzdrav.ru/Default.aspx]
3. Рациональная антимикробная терапия: руководство для практикующих врачеи / под ред. Яковлева С.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Литтерра, 2015. - 1040 с.
4. Всемирная Организация Здравоохранения. Возрастающая угроза развития антимикробнои резистентности: возможные меры. 2013. - 130 с. Интернет ресурс [www.who.int]
5. Antimicrobial stewardship / Edited by Laundy M, Gilchrist M, Whitney L. - Oxford: Oxford University Press, 2016; 148
6. Pulcini C., Williams F., Molinari N., Davey P., Nathwani D. Junior doctor's knowledge and perceptions of antibiotic resistance and prescribing: a survey in France and Scotland. Clin Microbial Infect 2011; 17: 80-87
7. Гланц С. Медико-Оиологическая статистика. Пер. с англ. - М., Практика, 1998. - 459 с
Для цитирования:
Ни О.Г.,
Очаковская И.Н.,
Шабанова Н.Е.,
Пенжоян Г.А.,
Модель Г.Ю.,
Яковлев С.В.
Анкетирование врачей для определения исходного уровня знаний как механизм повышения эффективности образовательных мероприятий в области рациональной антимикробной терапии. Антибиотики и Химиотерапия. 2018;63(7-8):55-61.
For citation:
Ni O.G.,
Ochakovskaya I.N.,
Shabanova N.E.,
Penzhoyan G.A.,
Model G.Yu.,
Yakovlev S.V.
Survey of Physicians to Assess the Initial Level of Knowledge as a Mechanism for Increasing the Efficiency of Educational Programs in the Field of Rational Antimicrobial Therapy. Antibiot Khimioter = Antibiotics and Chemotherapy. 2018;63(7-8):55-61.
(In Russ.)
Просмотров:
595