ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ 
Фукоиданы, сульфатированные полисахариды бурых водорослей (Phaeophyceae), обладают широким спектром биологической активности. Молекулярная структура фукоиданов и оценка роли структурных элементов в проявлении их биологических свойств до настоящего времени остаются предметом активного изучения и уточнения. В работе представлены результаты изучения роли сульфатных и ацетильных групп в фукоидане из бурой водоросли Fucus evanescens в модуляции продукции провоспалительных цитокинов клетками гепаринизированной нефракционированной периферической крови человека (КПКЧ). Ьатериал и методы. КПКЧ инкубировали с нативным фукоиданом и его дезацетилированными и частично десульфатированными производными (100 мкг/мл). Концентрацию цитокинов в супернатантах определяли методом твёрдофазного иммуноферментного анализа с использованием коммерческих тест-систем. Результаты. Инкубирование КПКЧ с нативным фукоиданом приводило к повышению концентрации IL-6, TNF-α, IL-8 в супернатантах. Частичное удаление сульфатных групп у нативного фукоидана отменяло, либо уменьшало стимулирующий эффект в отношении продукции цитокинов IL-6, TNF-α, но не хемокина IL-8. Действие дезацетилированного фукоидана было сопоставимо с действием нативного полисахарида. Нативный полисахарид и его химически модифицированные производные не оказывали влияния на продукцию IFN-γ и IL-10. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о значении сульфатных групп в реализации цитокин-индуцирующих свойств фукоидана из бурой водоросли F.evanescens.
Растущая угроза распространения образующих биоплёнки госпитальных штаммов коагулазонегативных стафилококков, резистентных к антибиотикам, определяет необходимость экстренного поиска новых эффективных антибактериальных соединений, а также разработки методов совместного использования традиционных и альтернативных антибиотиков. В статье представлены результаты исследования совместного действия препарата «СА» — нового синтетического производного алкалоида изохинолина и низкомолекулярного катионного пептида семейства лантибиотиков хоминина, ингибирующего развитие биоплёнок бактерий клинического штамма Staphylococcus haemolyticus и его ванкомицинустойчивого варианта. Обнаружено, что комбинации этих соединений обладают синергидным эффектом, подавляющим формирование плёнок обоих исследованных штаммов стафилококков при сниженных концентрациях этих антибактериальных соединений.
Изучена активность in vitro и in vivo производного фенилуксусной кислоты — диклофенака — в отношении штаммов V.cholerae О1 El Tor и образованных ими биоплёнок. В присутствии субингибирующей концентрации диклофенака (250 мг/л) выявлено уменьшение в 4 раза значений минимальных подавляющих концентраций фуразолидона и левомицетина у 30% и 100% штаммов, из числа устойчивых к этим препаратам, и достоверное увеличением диаметров зон задержки роста вокруг дисков с левомицетином, фуразолидоном, стрептомицином (для всех штаммов) и доксициклином (для двух штаммов) в сравнении с контролем. В опытах in vivo при использовании для лечения белых мышей фуразолидона, налидиксовой кислоты, левомицетина, стрептомицина, к которым заражающий штамм был устойчив, в комбинации с диклофенаком число выживших животных увеличилось до 80% в сравнении с монотерапией этими препаратами (50% и менее). Субингибирующая концентрация диклофенака не оказывала выраженного влияния на антибиотикочувствительность биоплёнок. Исследование методом трансмиссионной электронной микроскопии биоплёнки штамма V.cholerae О1 El Tor 19667 после воздействия на неё диклофенаком (250 мг/л) в течение 120 ч выявило признаки разрушения экзополисахаридного матрикса. Приведённые результаты свидетельствуют о перспективах изучения данной и других групп препаратов с целью разработки новых способов преодоления резистентности бактерий.
В ПОМОЩЬ ПРАКТИКУЮЩЕМУ ВРАЧУ 
Проведён анализ результатов исследования 169 штаммов микроорганизмов, полученных из раневого отделяемого от 132 больных сахарным диабетом. Среди грамположительных патогенов лидировали бактерии Staphylococcus spp. Значительно реже высевались грамотрицательные возбудители: Escherichia coli, Pseudomonas aeruginosa и др. Все выделенные культуры были чувствительны к левофлоксацину и к моксифлоксацину и лишь Acinetobacter spp. (n=2) был интактен (in vitro) к действию левофлоксацина. У 16 больных с диабетической стопой был применён внутриартериальный способ введения левофлоксацина (500 мг/сут) в сочетании с полиоксидонием (12 мг/сут) через порт-катетер. Во всех клинических случаях отмечалась позитивная динамика в виде стихания воспалительного процесса, очищения раны от гнойно-некротического субстрата и наблюдалась ранняя эпителизация раневого дефекта у больных с диабетической стопой.
Проведена оценка эффективности аминофталгидрозида в комплексном лечении больных рецидивирующим генитальным герпесом. Эффективность препарата оценивали по клиническим, биохимическим и иммунологическим критериям. Включение АФГ в комплексную терапию пациентов с рецидивирующей герпесвирусной инфекцией приводило к более раннему купированию клинических проявлений болезни, увеличению межрецидивного периода, снижению в плазме крови продуктов перекисного окисления липидов, повышению содержания компонентов антиоксидантной защиты и коррекции иммунологических нарушений.
Цель исследования — изучение иммуногенности, переносимости и клинической эффективности 23-валентной полисахаридной пневмококковой вакцины (ППВ-23) у больных системной красной волчанкой (СКВ). Материал и методы. В исследование включен 61 пациент с достоверным диагнозом СКВ, из них женщин — 53, мужчин — 8, в возрасте от 19 до 68 лет. Активность заболевания на момент вакцинации: у 9 пациентов — высокая, у 13 — средняя, у 34 — низкая, у 5 — ремиссия. Проводимая терапия: 59 пациентов получали глюкокортикоиды (ГК) 5–30 мг/сут в пересчёте на преднизолон, 45 — гидроксихлорохин (ГХ), 33 — цитостатики (ЦС), 22 — генно-инженерные биологические препараты (ГИБП): 11 — ритуксимаб (РТМ), 10 — белимумаб (БЛМ). 23-валентную полисахаридную пневмококковую вакцину в количестве 0,5 мл (1 доза) вводили подкожно. Сроки наблюдения: 9 пациентов — в течение 3 мес., 52 — в течение 1 года после вакцинации. Больные обследовались до вакцинации, через 1, 3 и 12 мес. после вакцинации. Результаты и обсуждение. Через год наблюдения число «ответчиков» на вакцинацию составило 61,5%, «неответчиков» — 38,5%. Отмечено снижение вакцинального ответа у пациентов, получающих ГИБП, по сравнению с пациентами без ГИБП (40 и 75%, соответственно), р=0,02. Различий на фоне терапии РТМ и БЛМ не выявлено. Приём ГК в дозе, превышающей 10 мг/сут не приводил к более значимому снижению вакцинального ответа, чем у других пациентов. У 50,8% пациентов отмечались стандартные местные вакцинальные реакции лёгкой и средней степени выраженности, у 1 (1,6%) — общая реакция лёгкой степени выраженности, у 1 (1,6%) — гиперергическая реакция по типу феномена Артюса, симптомы которой были купированы за 7 дней. За период наблюдения (1 год) не было зарегистрировано ни одного случая обострения СКВ, достоверно связанного с проведённой вакцинацией, а также не было выявлено новых аутоиммунных феноменов. Отмечена клиническая положительная динамика в виде уменьшения числа пневмоний, эпизодов острого и обострения хронического бронхита, синуситов. Заключение. Показана достаточная иммуногенность, хорошая переносимость и клиническая эффективность ППВ-23 у больных СКВ, в т.ч. получающих комбинированную иммуносупрессивную терапию. Необходимы дальнейшие исследования на больших выборках больных с длительными сроками наблюдения.
ОБЗОРЫ 
Устойчивость бактерий порядка Enterobacterales к карбапенемам может быть реализована разными механизмами, но наиболее распространённый — ферментативный, связанный с продукцией карбапенемаз. Карбапенемазы энтеробактерий характеризуются большим разнообразием; они представлены в трёх классах бета-лактамаз. Наиболее известные карбапенемазы относятся к классам А (ферменты KPC, GES), D (OXA-48) и B (металлоэнзимы NDM, VIM, IMP). Приводятся подробные их клинико-микробиологические характеристики, а также рекомендации по детекции. Карбапенемазы распространены повсеместно, в работе обсуждаются географические особенности распространения карбапенемаз в разных регионах мира; в России наибольшее распространение получили ферменты OXA-48 и NDM. Обсуждается клиническое значение карбапенемаз и факторы риска этих инфекций, к которым относятся: 1) предшествующая терапия карбапенемами; 2) высокий уровень карбапенемаз в отделении; 3) колонизация кишечника карбапенемазопродуцирующими энтеробактериями; 4) поездка в регион с высокой распространённостью карбапенемаз (4-й и 5-й эпидемиологический уровень). Обсуждаются возможности антибактериальной терапии инфекций, вызванных карбапенеморезистентными энтеробактериями, детально разбираются клинико-фармакологические характеристики антибиотиков (цефтазидим/авибактам, азтреонам, карбапенемы, полимиксины, тигециклин, фосфомицин), их эффективность и схемы терапии. Приводятся актуальные клинические данные, показывающие эффективность цефтазидима/авибактама в монотерапии при инфекциях, вызванных продуцентами карбапенемаз OXA-48 и KPC. Обсуждаются тактические вопросы ведения таких пациентов. Представлены алгоритмы эмпирической и целенаправленной терапии инфекций, вызванных карбапенемоустойчивыми энтеробактериями.
В обзоре обсуждаются современные представления о биоплёнках микроорганизмов. Рассматриваются фазы развития, строение и компоненты биоплёнок как возможные факторы антибиотикорезистентности (АБР). Приводятся примеры различных типов АБР у биоплёночных бактерий. Рассматривается процесс коллективной регуляции посредством координации экспрессии генов в популяции бактерий, опосредующий специфическое поведение клеток. Оценены различные подходы, оказывающие действие на компоненты биоплёнок с целью снижения уровня их резистентности/целостности с использованием сочетания антибактериальных препаратов и ферментов различного происхождения. Перспективными признаются способы воздействия на компоненты матрикса, сигнальные молекулы и факторы адгезии. Перспективным направлением повышения эффективности влияния антибиотиков на биоплёнки является применение гидролитических ферментов.
Проанализированы данные литературы о частоте и проявлениях нейротоксического действия на центральную и периферическую нервную систему ряда антимикробных препаратов. Выделены предрасполагающие факторы к развитию нейротоксичности и группы риска. Описаны механизмы нейротоксического действия фторхинолонов, аминогликозидов, оксазолидинонов и ряда противотуберкулёзных препаратов. Особое внимание уделено противотуберкулёзным препаратам в связи с необходимостью комплексного применения нескольких препаратов со сходным профилем безопасности. Обоснована необходимость раннего выявления нейротоксичности лекарственных средств и комплексных схем для минимизации побочных эффектов, своевременной коррекции и полноценного лечения пациентов.