ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования — изучение противомикробной активности хиназолиновых соединений с пиперазиновым циклом в отношении Klebsiella pneumoniae. Изучение противомикробной активности проводили в условиях in vitro путем серийных разведений пиримидинового соединения с последующим определением минимальной подавляющей концентрации. Скрининг антиклебсиеллёзной активности проводили в отношении пиримидиновых производных хиназолинона с пиперазиновым циклом 1-метил-3-[2-(4-метилпиперазино)-2-оксоэтил]хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–20–26), 1-метил-3-[2-(4-фенилпиперазино)-2-оксоэтил]хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–20–27), 1,3-Ди[2-(4-метилпиперазин-1ил)-2-оксоэтил]хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–20–29), 1,3-Ди[2-(4-фенилпиперазин-1ил)-2-оксоэтил]хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–20–30), 1-Фенацин-3-[2-(4-фенилпиперазино)-2-оксоэтил]хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–20–41), 1-[2-(4-фенилпиперазино-2-оксоэтил] хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–24–04), синтезированных учёными Волгоградского государственного медицинского университета. Изучение противомикробной активности хиназолиновых соединений с пиперазиновым циклом в отношении K. pneumoniae установило, что наиболее активными соединениями, проявляющими бактериостатическую активность в концентрациях 1 и 0,5 мкг/мл и бактерицидную — в 4 и 16 мкг/мл, сопоставимую с ципрофлоксацином, являются 1-метил-3-[2-(4-метилпиперазино)-2-оксоэтил]хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–20–26) и 1-[2-(4-фенилпиперазино-2-оксоэтил] хиназолин-2,4(1Н,3Н)-дион (VMA–24–04). Полученные результаты актуализируют проведение дальнейших детальных исследований токсичности и фармакологической активности, в том числе и противомикробной, как в условиях in vitro, так и in vivo.
Распространение патогенных антибиотикорезистентных микроорганизмов зачастую приводит к неэффективности антимикробной терапии. Одним из решений этой проблемы является поиск новых активных природных антибиотиков.
Цель. Изыскание в природной среде продуцентов, проявляющих антибиотическую активность в отношении резистентных тест-микроорганизмов, в том числе из группы ESKAPE. Объектом исследования были бактерии, выделенные из мало исследованной среды — почвы тропической пустыни, а именно почвы Синайского полуострова.
Методы. Суспензии почвы высевали на универсальную полноценную агаровую среду №2 Гаузе, пригодную для роста многих бактерий и грибов. Выделенные микроорганизмы идентифицировали по морфологическим признакам и по анализу генов рибосомальной РНК. Глубинное культивирование осуществляли в питательных средах разного состава в условиях аэрирования. Для оценки антимикробной активности использовали тест-штаммы грамположительных и грамотрицательных бактерий, а также грибы.
Результаты. Выделено 38 культур микроорганизмов: 9 штаммов грибов, 5 штаммов стрептомицетов, 2 штамма Bacillus subtilis и 22 штамма представителей других таксономических групп бактерий. 5 штаммов стрептомицетов и 2 штамма B. subtilis проявляют антибиотическую активность, в частности к резистентным патогенам группы ESKAPE, а именно метициллинорезистентному Staphylococcus aureus (MRSA), Pseudomonas aeruginosa, Escherichia coli, а также к Mycobacterium smegmatis — предварительного теста при поиске противотуберкулёзных средств.
Заключение. Поиск продуцентов антибиотиков из выделенной почвы пустыни был продуктивным, поскольку четверть выделенных штаммов бактерий проявляет антимикробную активность, в том числе в отношении тест-штаммов с множественной лекарственной устойчивостью. Разработаны условия биосинтеза для последующего выделения и химического изучения. Наиболее перспективными признаны штаммы Streptomyces rochei ИНА 01452 и ИНА 01509, а также Streptomyces sp. ИНА 01523.
Актуальность. Антибиотики широко использовались в период пандемии COVID-19, что могло привести к увеличению количества и разнообразия генов антибиотикорезистентности. Большинство исследований по оценке резистома человека в этот период проводилось в течение короткого промежутка времени и на разных когортах людей. При этом наиболее информативным является изучение состава резистома людей, переболевших и не переболевших COVID-19, с использованием парных образцов кала, полученных до и после пандемии.
Цель. Оценить распространённость генов антибиотикорезистености в микробиоте кишечника взрослого населения Архангельска до пандемии COVID-19 и после пандемии.
Методы. В исследование включена случайная популяционная выборка жителей Архангельска, предоставивших парные образцы кала, взятые с интервалом в пять лет. Процедура исследования включала опрос и выявление генов антибиотикорезистентности в образцах кала методом полимеразной цепной реакции. Обработка полученных данных проводилась на языке R.
Результаты. В образцах практически всех участников присутствовали гены, обусловливающие резистентность к макролидам: mefA и ermB. Частота встречаемости генов резистентности к гликопептидам (vanA и vanB) в постпандемических образцах значительно снизилась. Среди госпитализированных по поводу COVID-19 наблюдается тенденция к увеличению количества генов антибиотикорезистентности в сравнении с амбулаторными пациентами. Соотношение генов резистентности к макролидам изменилось в сторону увеличения относительной представленности mefA в постпандемических образцах. Заключение. Резистом участников исследования за время пандемии COVID-19 не претерпел значительных изменений за исключением снижения распространённости генов резистентности к гликопептидам и изменения соотношения генов резистентности к макролидам.
Актуальность. Поиск эффективных комбинаций ингибиторов контрольных точек иммунитета с классическими цитостатиками, таргетными препаратами и другими воздействиями — современный тренд повышения эффективности иммунотерапии.
Цель исследования. Формирование панели клеточных культур рака лёгкого и клеток нормальной ткани органа с охарактеризованным молекулярным фенотипом по экспрессии одной из мишеней иммунотерапии — лиганда белка программируемой клеточной гибели 1 (PD-L1).
Методы. Количественный анализ показателей экспрессии PD-L1 проведён иммунофлуоресцентным методом, ассоциированным с проточной цитометрией.
Результаты. Сформирована панель клеточных культур рака лёгкого разных гистотипов и клеток нормальной ткани органа с охарактеризованным молекулярным фенотипом по экспрессии мишени иммунотерапии PD-L1. По интенсивности экспрессии PD-L1 культуры можно расположить в ряд: Calu-1 HFL-1 Calu-6 Wi-26 A-549 H-596 H-211 при различии показателя между Calu-1 и H-211 в 7 раз.
Заключение. Панель культур опухолевых и нормальных клеток лёгкого рекомендована для поиска и изучения эффективных модификаторов мишени иммунотерапии — PD-L1.
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА
Введение. Установлено, что металлопротеиназа-9 (далее ММП-9) является наиболее индуцируемым ферментом семейства металлопротеиназ и регулирует миграцию лейкоцитов в очаг воспаления, участвует в стимуляции прои противовоспалительных реакций и тем самым, может выступать доступным биомаркером поражения лёгочного матрикса.
Цель исследования. Оценить уровень МПП-9 и их взаимосвязь с показателями системного иммунитета при новой коронавирусной инфекции COVID-19 при лечении различными противовирусными препаратами. Материалы и методы. Под наблюдением находились пациенты в возрасте 35–69 лет (n=25) с диагнозом «Новая коронавирусная инфекция COVID-19», госпитализированных в инфекционный стационар ГАУЗ СО «ГКБ № 40», г. Екатеринбурга, которые были разделены на две группы в зависимости от противовирусной терапии: больные первой группы (n=15) получали фавипиравир (группа 1), второй (n=10) (группа 2) — риамиловир (торговое наименование «Триазавирин®»).
Результаты. Среди пациентов, получавших риамиловир, отмечено сокращение длительности одышки в 2 раза (p<0,05), катаральных симптомов в 2,7 раза, лихорадки в 1,3 раза (p<0,05) в сравнении с больными, получавшими фавипиравир. На фоне терапии риамиловиром в динамике наблюдалось увеличение уровня лейкоцитов и CD 3+ лимфоцитов в 1,9 раза (p<0,05), увеличение уровня ММП-9 в 3 раза (p<0,05) по сравнению с исходным показателем. Выявлены корреляционные связи между уровнем ММП-9 и сокращением длительности клинических проявлений: одышки (r=0,5, p<0,001), дыхательной недостаточности (r=0,4, p<0,001), лихорадки (r=0,4, p<0,001), а также уровнем лимфоцитов (r=0,6, p<0,001), CD 4+ и CD 3+ лимфоцитов (r=0,6 (p<0,001) и r=0,7 (p<0,001, соответственно).
Выводы. Установлена прямая взаимосвязь ММП-9 с клиническими проявлениями новой коронавирусной инфекции COVID-19 и с показателями системного иммунитета.
Введение. Дефицит железа или железодефицитная анемия (ЖДА) являются одними из наиболее распространённых системных осложнений воспалительных заболеваний кишечника (ВЗК). Такие симптомы, как усталость, снижение способности концентрироваться и снижение толерантности к физической нагрузке, могут имитировать общие симптомы ВЗК и поэтому могут легко игнорироваться. Многочисленные исследования показали, что анемия является основным фактором снижения качества жизни у пациентов с ВЗК. Однако коррекция анемии может значительно улучшить качество жизни пациентов с ВЗК. Поэтому рекомендуется, чтобы каждый пациент с ВЗК регулярно проходил скрининг на дефицит железа и анемию. При обнаружении следует начать соответствующее обследование и лечение.
Цель исследования — проанализировать причины развития железодефицитной анемии (ЖДА) и анемии хронических заболеваний у пациентов язвенным колитом в Удмуртии.
Материал и методы. Проведён анализ клинических протоколов, лабораторных и инструментальных данных 101 пациента с язвенным колитом в возрасте от 18 до 82 лет, включённых в «Республиканский регистр больных хроническими воспалительными заболеваниями кишечника» Удмуртии.
Заключение. Анемия является наиболее распространённым системным осложнением у пациентов с ВЗК, к которым относится язвенный колит, в связи с чем ведутся поиски новых улучшенных методов диагностики и лечения анемии при язвенном колите.
Цель исследования — оценка эффективности, иммуногенности и безопасности комбинированной векторной вакцины Гам-КОВИД-Вак и определение факторов риска развития нежелательных явлений (НЯ) у больных ревматическими заболеваниями (РЗ). Пациенты и методы. Настоящее исследование состояло из ретроспективной и проспективной части, в которые вошли 295 и 42 больных РЗ, 113 и 57 лиц без этих заболеваний, соответственно.
Информация об эффективности, которую оценивали по частоте подтвержденных методом полимеразной цепной реакции случаев COVID-19 в период от 31 до 365 день после вакцинации, получена от 291 пациента с РЗ и 146 участников контрольной группы. Концентрацию антител к SARS-CoV-2 оценивали методом иммуноферментного анализа у проспективной когорты через 1, 3, 6 и 12 мес. после введения второго компонента вакцины. Безопасность изучали у всех участников по частоте НЯ и обострения основного РЗ.
Результаты. После вакцинации зафиксировано 29 (9,97%) случаев COVID-19 у больных РЗ, в 27 из них отмечено лёгкое течение, а в 2 — потребовалась госпитализация, все случаи закончились выздоровлением. Предшествующая иммунизации терапия ритуксимабом увеличивала риск развития COVID-19 в 2,3 раза. У пациентов с РЗ отмечено значимое нарастание концентрации поствакцинальных антител через 1, 3 и 12 мес. после полной иммунизации (p<0,006 для всех точек). НЯ отсутствовали у 40,72% больных РЗ и 24,71% лиц контрольной группы, соответственно, p<0,001. Частота поствакцинальных обострений РЗ составила 0,6%. Риск развития местных и системных НЯ (в зависимости от вводимого компонента) повышен у женщин, пациентов моложе 60 лет, при длительности РЗ менее 10 лет и на фоне терапии метотрексатом (p<0,016 для всех случаев).
Заключение. Согласно полученным данным, применение Гам-КОВИД-Вак у больных РЗ характеризуется хорошей эффективностью, достаточной иммуногенностью и безопасностью.
ОБЗОРЫ
В обзоре представлены актуальные схемы терапии инфекций, ассоциированных с карбапенем-устойчивыми Acinetobacter baumannii, являющимися ведущими нозокомиальными патогенами, проявляющими множественную лекарственную устойчивость к доступным антибактериальным препаратам. На сегодняшний день широко использующиеся бета-лактамные антибиотики, в том числе карбапенемы, утратили свою эффективность в борьбе с ацинетобактерными инфекциями, а новые антибиотики остаются малодоступными для пациентов. В связи с чем единственной мерой борьбы с антибиотикорезистентностью карбапенем-устойчивых A. baumannii является оценка активности комбинированной терапии in vitro и in vivo, что представляет особый интерес для отечественных и зарубежных исследователей.
К настоящему времени в экспериментах in vivo и in vitro, а также в клинических исследованиях выявлено антигиперлипидемическое, противовоспалительное, иммуномодулирующее, антиоксидантное, противодиабетическое, гастро- и гепатопротекторное действие полисахаридов из различных видов водорослей, которые используются в медицинских целях как биологически активные вещества, активные добавки (БАД) к пище, благодаря биосовместимости, малой токсичности (чаще всего токсичности нет), а также способности действовать одновременно на многие патогенетические мишени при соматических и инфекционных заболеваниях. В обзоре представлены новейшие материалы о перспективах использования полисахаридов морских гидробионтов для профилактики и лечения неалкогольной жировой болезни печени, наиболее распространённого хронического заболевания этого органа. Обобщены экспериментальные данные о способности полисахаридов водорослей модулировать чувствительность к инсулину, увеличивать активность β-окисления жирных кислот, снижая липидную нагрузку в печени. Значительную роль в защите печени при НАЖБП играют антиоксидантные и противовоспалительные потенции полисахаридов, а также их действие на микробиоту кишечника. Необходимы дальнейшие исследования для выяснения механизма действия полисахаридов бурых водорослей на клетки печени, определения состава и клинической доступности этих соединений в форме продуктов для водорослей, пищевых добавок и регулируемых терапевтических средств.
На сегодняшний день препараты, содержащие янтарную кислоту (сукцинат) широко известны специалистам, работающим в области интенсивной терапии. Такие препараты, как Реамберин, раствор для инфузий — кристаллоидный препарат, содержащий 1,5% меглюмина натрия сукцината; Ремаксол, раствор для инфузий — комплексный инфузионный раствор, содержащий, кроме янтарной кислоты, никотинамид, инозин, а также алифатическую α-аминокислоту метионин, которая служит в организме донором метильных групп в составе S-аденозил-метионина при биосинтезе холина, адреналина и др., а также является источником серы при биосинтезе цистеина); Цитофлавин, раствор для внутривенного введения, содержащий комплекс из двух жизненно важных витаминов, необходимых для обеспечения пула коферментов — В2 в виде хорошо растворимой в воде форме рибофлавина мононуклеотида и РР в виде амида никотиновой кислоты), янтарной кислоты и инозина (рибоксина), а также сама янтарная кислота завоевали большое количество поклонников в среде анестезиологов и реаниматологов. Однако до сих пор остаются скептики и противники использования названных препаратов в структуре лечения критических состояний. Целью написания обзора явилось необходимость расширения взглядов на природную сущность сукцинатов, их биологическую роль в организме, освещение имеющегося опыта использования при критических состояниях и возможности их использования в дальнейшем.
РЕЦЕНЗИЯ