ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Кефир вызвал интерес в научном сообществе благодаря своим полезным свойствам, такими как улучшение пищеварения, антимикробное действие, гипохолестеринемический, антигипертензивный, противовоспалительный эффекты, контроль уровня глюкозы в плазме, антиоксидантной, антиканцерогенной и антиаллергенной активности. Дана сравнительная характеристика микробиомов кефирных зёрен (КЗ), полученных из регионов их исторического происхождения (Кавказ и Китай). Показано разнообразие их составов с помощью классических микробиологических и молекулярно-генетических методов, включая метод высокопроизводительного секвенирования V4 фрагментов генов 16S рРНК бактерий и области ITS1 комплекса 18S-ITS1-5.8S-ITS2-28S рРНК дрожжей. Из бактериальных культур в КЗ чаще всего встречаются виды рода Lactobacillus, а из дрожжей — Pichia fermentans, а также более редко встречающиеся виды Yarrowia lipolytica и Galactomyces candidus.
Актуальность. Боль в горле инфекционно-воспалительного генеза является одной из наиболее распространённых причин обращения за медицинской помощью и поводом для назначения антимикробных препаратов. С учётом высокой значимости проблемы распространения микробной устойчивости к системным этиотропным препаратам, применение антимикробных пептидов (АМП) для топической терапии может являться перспективным решением благодаря особенностям механизма действия АМП.
Цель исследования — оценка формирования устойчивости к АМП грамицидина С (ГС) в отношении клинических изолятов Streptococcus pneumoniae и Staphylococcus aureus, включая штаммы, резистентные к антимикробным препаратам, в ходе многоразового воздействия, приближённого к применению в клинической практике.
Материал и методы. Исследуемый объект — АМП ГС. Тестовые микроорганизмы — эталонные штаммы S.pneumoniae (АТСС 6303), S.aureus (ATCC 6538-Р) и по 10 штаммов клинических изолятов каждого вида микроорганизма, включая резистентные к антимикробным препаратам (в т. ч. MRSA). На первом этапе методом микроразведений в планшетах оценивали антимикробную активность ГС по оценке величины минимальной подавляющей и минимальной бактерицидной концентраций (МПК и МБК, соответственно). На втором этапе с использованием эталонных штаммов и по 4 клинических изолята каждого микроорганизма, включая устойчивые к антимикробным препаратам, формировали резистентность двумя способами параллельно (с жидкими и плотными средами) на протяжении 7 последовательных пассажей за 7 сут с ГС в концентрациях равных 0,5 и 1,0 МПК. Оценивали количество выживших микроорганизмов и определяли МПК и МБК на каждом пассаже.
Результаты. На первом этапе МПК ГС в отношении S.pneumoniae составила для 5 штаммов — 8 мкг/мл, для 5 штаммов — 16 мкг/мл, для одного — 4 мкг/мл. В отношении 10 из 11 штаммов S.aureus, включая MRSA, МПК ГС составила 4 мкг/мл (для 1 штамма — 8 мкг/мл). Для 4 штаммов S.pneumoniae МБК ГС была равна МПК (16 мкг/мл), для 7 штаммов МБК была выше МПК в 4–8 раз и в основном составила 32 мкг/мл (для 1 штамма — 64 мкг/мл). МБК в отношении 6 штаммов S.aureus была равна МПК (4 мкг/мл), для 5 оставшихся штаммов МБК была выше МПК в 2–8 раз, но не превышала 64 мкг/мл. На втором этапе при многократном воздействии ГС установлено, что оцениваемые величины МПК и МБК на протяжении 7 пассажей сохранились на прежнем уровне у всех штаммов, включая резистентные к антибиотикам в жидких и на плотных средах.
Выводы. Грамицидин С продемонстрировал высокую бактерицидную активность в отношении эталонных штаммов и клинических изолятов ведущих патогенных микроорганизмов S.pneumoniae и S.aureus, включая штаммы, устойчивые к системным антимикробным препаратам, при этом МПК и МБК не превышали концентраций, создаваемых при применении в клинической практике. В ходе многократного воздействия (7 пассажей за 7 сут) не было выявлено признаков формирования устойчивости тестовых штаммов патогенов, включая устойчивые к системным антимикробным препаратам из групп бета-лактамов, макролидов, фторхинолонов, тетрациклинов, аминогликозидов и др.
Гриппозная и коронавирусная инфекции являются особо опасными, вызывая пандемии и клинические осложнения со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем и обострение хронических заболеваний (сахарный диабет, сердечная недостаточность, хронические обструктивные бронхопневмонии и т. п.), что может стать причиной отсроченной смерти, особенно у детей до двух лет, пожилых людей и лиц с ослабленным здоровьем. Цель настоящего исследования — поиск соединений эффективных в отношении этих двух актуальных вирусов, обладающих постоянной эпидемической активностью — вируса гриппа и бетакоронавируса среди новых производных адамантана, содержащих NO-донорный фрагмент или остаток дофамина. Определение цитотоксичности и противовирусной активности соединений на клеточных линиях, пермиссивных для вируса гриппа и бетакоронавируса. Изучена противовирусная активность 6 производных адамантана в отношении штаммов вируса гриппа (H1N1) и бетакоронавируса. Установлено, что NO-донорное производное сукцината аминоадамантана и дофаминовое производное адамантанбензойной кислоты обладали наибольшей способностью подавлять развитие вируса гриппа с химиотерапевтическим индексом выше 60. Перспективных соединений в отношении бетакоронавируса выявлено не было.
Изучали общую токсичность с оценкой местной переносимости, иммунотоксичности и фармакологической безопасности новой лекарственной препарата Диоксидин, раствор для местного и наружного применения, 0,25 мг/мл (0,025%) для лечения острого тонзиллофарингита (АО «Валента Фарм», Россия). В эксперимент брали 48 кроликов (в равной пропорции по полу), рандомизированных в 3 группы (n=16 в каждой группе), и которым в течение 28 дней орошали заднюю стенку глотки исследуемыми веществами. Группа 1 — контрольная (водный раствор NaCl 0,9% для инфузий в суточной дозе 4,0 мл/животное); группа 2 — диоксидин (1,8 мл/животное); группа 3 — диоксидин (4,0 мл/животное). Животных наблюдали весь период введения препаратов — до 28 дня эксперимента, и в период отсроченного наблюдения — до 58 дня. Регистрировали показатели: летальность, ежедневное наблюдение общего состояния и поведения, взвешивание, учёт потребления корма и воды, частоту дыхательных движений, ЧСС, АД, коэффициенты массы внутренних органов, выполняли электрокардиограмму. Проводили оценку иммунотоксичности, симптоматики отравления, надпочечниковой недостаточности и результатов вскрытия животных. Выполняли клинический и биохимический анализы крови, анализ свёртывающей системы крови, анализ мочи, макроскопическое и гистологическое исследования внутренних органов. Отсутствие статистически значимых различий всех оцениваемых показателей между группой животных, получавших диоксидин раствор для местного и наружного применения, 0,25 мг/мл (0,025%) в дозе 1,8 мл/животное (эквивалент 15 терапевтических доз для человека), группой, получавших диоксидин в дозе 4,0 мл/животное (эквивалент 35 терапевтических доз для человека) и контрольной группой, позволили сделать выводы об отсутствии признаков общей токсичности, включая токсическое влияние на надпочечники, кардиотоксичности, иммунотоксичности и токсического влияния на другие органы и системы органов, а также местного раздражающего и токсического действия при многократном распылении диоксидина на заднюю стенку глотки кроликов на протяжении 28 дней и в период отсроченного наблюдения.
КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА
Актуальность. Больные иммуновоспалительными ревматическими заболеваниями (ИВРЗ) подвержены высокому риску развития COVID-19. Эффективным методом профилактики этого заболевания должна стать вакцинация, которая может быть небезопасной у больных ИВРЗ.
Цель исследования. Оценка безопасности Гам-КОВИД-Вак у пациентов с ИВРЗ в реальной клинической практике.
Материал и методы. Проведено одномоментное исследование. Основную группу составили больные ИВРЗ, контрольную группу — лица без ИВРЗ. Все участники были опрошены врачом-исследователем с заполнением унифицированной анкеты, дополнительную информацию получали из медицинской документации.
Результаты. В исследование включено 222 пациента с ИВРЗ (119 — с ревматоидным артритом, 36 — анкилозирующим спондилитом, 17 — псориатическим артритом, 17 — болезнью Шегрена, 10 — недифференцированным спондилоартритом, 8 — системной красной волчанкой, 4 — метаболическим артритом, 3 — системной склеродермией, 3 — системным васкулитом, 2 — ревматической полимиалгией, 2 — недифференцированным системным заболеванием соединительной ткани, 1 — болезнью Стилла взрослых) и 111 испытуемых без ИВРЗ. Число больных ИВРЗ, у которых было зарегистрировано сочетание местных и системных нежелательных явлений (НЯ) на введение первого компонента вакцины, было значимо меньше, чем в контрольной группе (22,1 и 44,1%, соответственно, p<0,001). Подобные различия отмечены также после введения второго компонента (14,0 и 29,7%, соответственно, p<0,001). Такие НЯ, как боль в месте инъекции без ограничения движения, слабость, лихорадка, артралгии/миалгии, головная боль и озноб значимо чаще встречались в контрольной группе после введения первого компонента вакцины. После полной иммунизации НЯ отсутствовали у 35,6% пациентов ИВРЗ и у 21,6% лиц контрольной группы (p=0,01). Обострений ИВРЗ и новых аутоиммунных феноменов не зарегистрировано ни в одном случае.
Выводы. Согласно предварительным данным, иммунизация пациентов с ИВРЗ комбинированной векторной вакциной Гам-КОВИД-Вак представляется достаточно безопасной.
Цель исследования. Анализ особенностей формирования эпидемической ситуации по туберкулёзу (ТБ) в условиях пандемии COVID-19 для прогнозирования дальнейших действий медицинских организаций.
Материалы и методы. Проанализированы данные по региону за последние 5 лет (2017–2021 гг.), включающие в том числе 1762 впервые выявленных случая больных с ТБ и сопутствующей патологией (по данным ОБУЗ «ОКПТД»). Все случаи верифицированы с помощью стандартных методов диагностики, включая молекулярногенетические для определения устойчивости возбудителей к антибактериальным препаратам.
Результаты. Выявлено, что эпидемиологическая ситуация в регионе носила разнонаправленный характер: так во время эпидемии COVID-19 наиболее выраженное снижение заболеваемости отмечено среди больных гепатитом с хроническим течением (в 16,4 раза), в то время как туберкулёзом — в 2,75 раза, а гепатитами с острым течением процесса — только 1,5 раза (р<0,05). Среди случаев коморбидной инфекции наиболее тяжёлое течение отмечалось у пациентов с сочетанной (ТБ+ВИЧ)-инфекцией: имело место как более тяжёлое общее состояние, так и развитие побочных (нежелательных) реакций на противотуберкулёзные препараты, что требовало расширение терапии сопровождения.
Выводы. Результаты исследования показали, что на фоне пандемии COVID-19 в регионе не выявлено тенденций к ухудшению эпидемической ситуации прежде всего по приоритетной из социально-значимой инфекции — туберкулёзу. При этом отмечен рост численности случаев коморбидной патологии, в том числе — ВИЧ+ТБ. В терапии пациентов с коморбидными формами инфекции необходимо учитывать возможность развития гепатотоксических реакций и как следствие — назначение в терапии сопровождения препаратов с гепатопротекорным и дезинтоксикационным действием.
Цель исследования — оценить ассоциации полиморфных вариантов CYP3A5*3 6986 A > G rs776746 и CYP3A4*22 rs35599367 С > T с параметрами безопасности терапии ремдесивиром у пациентов с COVID-19.
Материал и методы. В исследование было включено 156 пациентов, госпитализированных в ГКБ№15 ДЗМ с диагнозом COVID-19, получавших ремдесивир в качестве противовирусного препарата. Частота побочных реакций (брадикардии, диспепсические расстройства), а также различные лабораторные параметры (уровни АЛТ, АСТ, креатинина, ферритина, интерлейкина-6 и д-димера) сравнивались между носителями «дикого» и полиморфных вариантов изучаемых генов.
Результаты. У носителей полиморфных вариантов CYP3A5*3 (GA+AA) уровень АЛТ после терапии ремдесивиром был выше, чем у носителей дикого варианта (GG). При сравнении уровня интерлейкина-6 после терапии ремдесивиром носители полиморфного варианта CYP3A4*22 (CT) гена имели достоверно больший показатель этого цитокина.
Заключение. Выявили ассоциацию носительства полиморфных вариантов CYP3A5*3 с повышением уровня печёночных ферментов. Полиморфные варианты CYP3A4*22 ассоциировались с более высокими уровнями интерлейкина-6. Для оценки возможностей персонализации противовирусной терапии COVID-19 требуются дополнительные фармакогенетические исследования.
Актуальность. Астма является одним из самых распространённых заболеваний, которым страдают более 300 млн человек во всем мире. Helicobacter pylori является одной из наиболее распространённых инфекций, в результате её колонизации слизистой оболочки желудка высвобождаются белки острой фазы, что может выявить патогенную связь между хеликобактерной инфекцией и воспалительными заболеваниями. Цель исследования — оценить хеликобактерную инфекцию у детей с астмой и её связь с тяжестью течения астмы.
Материал и методы. В этом контролируемом исследовании приняло участие 94 пациента (в возрасте от 2 до 18 лет), которые были разделены на две равные группы — с астмой и без астмы. Хеликобактерную инфекцию оценивали в двух группах с использованием сывороточных антител против H.pylori (IgG). Данные были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS 16. Были использованы статистические методы — критерий хи-квадрат и Т-критерий. Значение p<0,05 считалось статистически значимым.
Результаты. В астматической группе 36,2% случаев, а в контрольной группе 48,9% случаев имели положительный результат теста на H.pylori (p=0,211). Выявлена достоверная связь между инфекцией H.pylori и продолжительностью астмы (p=0,002), и возрастом пациентов (p=0,04). Не было выявлено значимой связи между хеликобактерной инфекцией и полом, тяжестью астмы, семейным анамнезом астмы и тестами функции лёгких.
Вывод. Результаты этого исследования показали, что количество инфицированных H.pylori детей с астмой было ниже, чем в контрольной группе, но эта разница не была статистически значимой. Также была выявлена достоверная связь между инфекцией H.pylori, длительностью астмы и возрастом больных.
Введение. В данной статье исследована инновационная методика — АВА-терапия, а также проективная методика «Детский рисунок», используемые в комплексе реабилитации детей с задержкой психоречевого развития (ЗПРР) с аутичным спектром.
Цель исследования — поиск новых эффективных методик реабилитации детей с ЗПРР с аутичными чертами личности.
Материал и методы. Было обследовано 180 пациентов в период 2019–2021 г. в возрастном диапазоне от 3 до 5 лет.
Результаты исследования. У больных, проходивших АВА-терапию в комплексе реабилитационных мероприятий 2–3 курса наблюдаются значительные улучшения мелкой и крупной моторики, адаптации к социуму, когнитивной сферы, а также улучшения психологического состояния.
ОБЗОРЫ
Одним из самых обсуждаемых вопросов о защите окружающей среды в науке и обществе является загрязнение природных экосистем пластиком и его воздействие на живые организмы. Свидетельством этому является поток многочисленных публикаций, появившихся в последние годы. Результаты проведённых исследований подтверждают, что загрязнение водных экосистем пластиковым мусором считается одной из самых серьёзных глобальных экологических проблем. Особую озабоченность вызывает широкое распространение в Мировом океане продуктов фотоокисления и биологической деградации — микро- и наноразмерных частиц пластика (МП и НП), которые вносят основной вклад в биологические эффекты. Катастрофические экологические последствия заражения морских экосистем микропластиком связаны не только с экономическим ущербом, но и здоровьем людей, биобезопасностью марикультуры. Созданная человеком пластисфера является новой экосистемой, которая играет всё более значительную роль в жизни морских микроорганизмов. Биоплёнки, сформированные на шероховатых и гидрофобных поверхностях пластисферы, состоят из различных таксонов микроорганизмов и по составу отличаются от окружающих морских сообществ. Кроме того, они являются хранителями и переносчиками внутри- и внеклеточных генов антибиотикорезистентности (ARG). Целью обзора является обобщение современных сведений о загрязнении окружающей среды микропластиком в контексте его роли в сохранении и распространении патогенных бактерий и генов резистентности к антибиотикам в природных средах с акцентом на морские экосистемы.
Некоторые бактериальные заболевания при прерывании курса терапии или неправильно подобранной схеме лечения могут приобретать хроническое течение. В таких случаях пациент становится носителем популяции устойчивых микроорганизмов, борьба с которыми весьма затруднительна. Это подталкивает научное сообщество к поиску более эффективных лекарственных средств. Тем не менее, процесс идёт по кругу с развитием антибиотикорезистентности к новым лекарственным препаратам. В связи с этим, необходимы новые подходы к созданию препаратов, механизм действия которых будет направлен не столько на патоген, сколько на защитные функции организма хозяина. Цель обзора — обобщение данных литературы относительно роли иммунной системы хозяина в процессе элиминации бактериального агента. В работе рассмотрены основные мишени антибактериальной терапии, описаны строение и работа белков главного комплекса гистосовместимости, приведены примеры исследований с использованием молекул-кандидатов, механизм действия которых направлен на усиление иммунного ответа хозяина. В статье представлена информация о механизмах влияния бактерий на экспрессию и презентацию антигенов белками MHC класса I и MHC класса II, рассматривается возможность воздействия на эти молекулы альтернативного подхода в терапии бактериальных инфекций. Мы полагаем, что белки главного комплекса гистосовместимости являются уникальной мишенью при лечении бактериальных инфекций с реализацией эффекта за счёт активации врождённого и адаптивного иммунного ответа хозяина. Описанный подход может послужить основой для создания нового класса препаратов, которые в дальнейшем могут быть использованы совместно с уже существующей антибактериальной терапией.
Антибиотики широко применяются в животноводстве для лечения и в кормовых добавках как стимуляторы роста. Антибиотики иногда используются для консервирования продуктов и увеличения сроков хранения в пищевой промышленности. Для тех же целей часто можно встретить фальсификацию антибиотиками сельскохозяйственного сырья и готовой продукции. Через животных антибиотики могут попадать в пищу. Среди продуктов питания молоко и молочные продукты занимают важное место, особенно они необходимы для подрастающего поколения. В настоящее время антибиотики рассматриваются как серьёзный фактор контаминации пищевой продукции и источника формирования антибиотикорезистентности и пищевых аллергий. Мировая общественность обеспокоена проблемой, которая связана с неуклонным развитием устойчивости патогенных микроорганизмов к применяемым лекарственным препаратам. По экспертным оценкам, из-за резистентности патогенных микроорганизмов ежегодно в мире умирают около 700 тыс. человек. В результате проблема отрицательного воздействия антибиотиков на человека становится чрезвычайно важной. В разных странах, в ВОЗ, ВТО, ЕАЭС, в которые входит и РФ, принимаются нормативные документы и специальные законы, ограничивающие применение антибиотиков в аграрно-промышленном комплексе. Проблема изучения рисков контаминации антибиотиками пищевой и молочной продукции является актуальной задачей. Настоящий обзор посвящён оценке рисков контаминации антибиотиками молока и молочных продуктов. Будет рассмотрена группа антибиотиков, которые являются наиболее значимыми с точки зрения наибольшей опасности их присутствия в молочных продуктах для здоровья человека.